Московское время
Яндекс.Метрика

Валерий Бетурлакин, 2002

на правах рукописи

Часть 2. Дедуктивный органон Декарта

Введение
Часть 1. Индуктивная методология Бэкона
Часть 2. Дедуктивный органон Декарта
Часть 3. Познание истины по Гегелю
Часть 4. Принцип фальсификации как критерий истинности теорий и суждений
Часть 5. Категориальное понятие индукции и виды индуктивных умозаключений
Заключение
Литература


Рассуждая об индукции, Бэкон имел в виду не просто «наведение» на новое знание, а конкретный философский подход, основывающийся на эксперименте. При этом Бэкон утверждал, что научное знание исходит непосредственно из эксперимента, чему можно противопоставить точку зрения Р. Декарта и И. Канта, что знание объясняется возможностями человеческого интеллекта.

По мнению Г. Ф. Г. Гегеля, именно Декарт (1596-1650) явился родоначальником философии Нового времени. Декарт гораздо превосходит Бэкона в понимании эксперимента и придает ему значительно большую важность, не останавливаясь на простом бэконовском утверждении относительно достоверной силы эксперимента. Вместе с тем, основанием достоверности знания в новой концепции Декарта является человеческий интеллект – подразумевается не склонный замыкаться на беспорядочных рассуждениях, а ясный и внимательный ум, умеющий проходить все ступени непрерывной дедукции, замыкаемой на экспериментальные факты. Особое внимание должно быть уделено исходному пункту цепи дедукции, ее началу, которой является интеллектуальная интуиция: «Невозможно постигнуть никакого знания иначе, как путем интуиции, ума и дедукции», – считал Декарт. Содержательность интуиции выясняется в процессе успешно осуществляемой дедукции и использования соответствующего знания на практике и в эксперименте. Метод Декарта включает:

1. признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью. Иначе говоря, следует тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется нашему уму настолько ясно и отчетливо, что не дает никакого повода для сомнения;

2. деление каждого из исследуемых затруднений на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления – то есть выделение максимально простых элементов знания;

3. восхождение от простого к сложному, предполагая этот порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи;

4. составление полных перечней и общих обзоров, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Следуя своему методу, Декарт пришел к идее постоянного сомнения, от которого было довольно сложно отказаться, что связывалось с особенностями эпохи, с трудом расстающейся со схоластическими традициями. Господство этих традиций Бэкон пытался преодолеть с помощью опыта и индукции, а Декарт боролся с ними с помощью универсального методического сомнения и строил новую науку с помощью ясных, самоочевидных истин и дедукции. При этом символом ясности и и дедуктивной строгости у Декарта выступает математика, поэтому он стремился свести любую задачу к системе математических уравнений и на этом пути создал аналитическую геометрию, которая позволяет сводить геометрические задачи к алгебраическим. Тем самым Декарт полагал, что сделал важный шаг к созданию универсального метода познания любой сущности, то есть создал определенный органон познания, подобно тому, как Бэкон сформулировал свою систему методологии.

Согласно Декарту, метод придает непрерывность поиску истины, то есть с его помощью поиск приобретает характер алгоритма. Не случайно работа Декарта названа «Правила для руководства ума»: он был уверен, что используя сформулированные им правила, исследователь может получать необходимые истины алгоритмически. Своим методологическим рекомендациям Декарт придавал универсально-всеобщий характер и рассматривал их как основу любого конкретного научного исследования.


Введение
Часть 1. Индуктивная методология Бэкона
Часть 2. Дедуктивный органон Декарта
Часть 3. Познание истины по Гегелю
Часть 4. Принцип фальсификации как критерий истинности теорий и суждений
Часть 5. Категориальное понятие индукции и виды индуктивных умозаключений
Заключение
Литература

Новости

10 февраля 2011

Глобальное обновление

5.02.2011 сайт обновлен в конструкторе Народа, в результате чего статистика посещений сбилась и предоставляет не…

10 февраля 2011

Поиск по сайту

Поиск по сайту пока не работает (точнее, работает некорректно), поскольку индексирование обновленного совсем…

13 февраля 2011

Новая страничка

Вчера добавлена новая страничка: Антисоциологический словарь - очень рекомендую всем тем, кто хотя бы наслыш…

28 февраля 2011

Гостевая книга

В тестовом режиме запущена Гостевая, которая в новой трактовке "Народа" называется "Стена". Ненавязчивый прив…

10 марта 2011

Выборы 13 марта

13 марта в России очередной день игры в якобы демократию: мол, если раз в пару лет ты кидаешь бумажку в урну (хот…

14 апреля 2011

Связь с автором сайта

Уважаемые посетители, гости сайта, знакомые и незнакомые! Обращаю ваше внимание на то, что не смотря на мое пр…

21 апреля 2011

Апрельская конференция в БИТТУ

Секция социальных и гуманитарных наук начнет свою работу 22 апреля в 13:30 в 420 ауд.

22 апреля 2011

Перенос конференции

Секция социальных и гуманитарных наук перенесена на вторник, 26 апреля в 14:00 (предположительно в 75 ауд.)

20 мая 2011

Процентовка

20 мая в 14:00 на кафедре СГН БИТТУ состоится процентовка для студентов дневной и заочной форм отделения.

Яндекс.Погода
Праздники России

© Валерий Бетурлакин 2006-2012

Последнее обновление 31.08.2012

Сделать бесплатный сайт с uCoz