Социальное партнерство в контексте комплексной реабилитации инвалидов (опыт региона)
м.с.р., к.с.н. Бетурлакин В.В.
В последнее время в Саратовской области особенно актуальной становится концепция межведомственного взаимодействия между социальными службами. Некоторые исследователи обозначают это явление понятием «социальное партнерство», подразумевающим практику совместной деятельности различных организаций, выработки решений, сбалансированной и разделяемой ответственности[1]. Подобный подход призван решить ряд важных проблем. Общеизвестно, что проблемы инвалидов, как и проблемы всех людей, разнообразны, специфичны и не всегда решаются силами одного ведомства, куда инвалид обращается за помощью.
В случае, когда клиента необходимо переадресовать другому ведомству, специалист может потерять контроль над ситуацией: в другой службе инвалида могут заставить собирать все необходимые документы заново или, например, отослать обратно, в предыдущую организацию, где он был. Все это связано с потерей времени человека и его лишним метанием по инстанциям, дублированием справок и документов, излишней бюрократией и т.п. В ряде городов России с этим борются путем внедрения в деятельность социальных служб принципов социального партнерства – когда все социальные службы города находятся в условном объединении, в результате чего перенаправление клиента из одной службы в другую не вызывает никаких формальных препятствий. У всех организаций при этом может быть единая база данных клиентов и стандартный пакет документов, которые требуются от человека при оказании ему услуги. При этом, например, если справка определенного образца сдана клиентом в одно ведомство, то она не будет заново затребована другим подразделением или другой организацией – помимо удобства в этом для самих клиентов, данный шаг снизит нагрузку на бюрократический аппарат организации.
Хотелось бы обратить внимание и на наличие требующих решения проблем информационного характера. В апреле-июне 2008 г. в рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» было проведено социологическое исследование в 4 субъектах РФ, в том числе и в Саратовской области[2]. Исследование, в частности, показало, что инвалиды и члены их семей испытывают острый дефицит информации по всем аспектам социальной защиты и реабилитации инвалидов, прежде всего информации об изменениях нормативно-правовой базы, о действующих правах и льготах, о возможностях приобретения технических средств реабилитации, об учреждениях, предоставляющих необходимые реабилитационные услуги. В целом до 57% опрошенных инвалидов говорят о недостатке информации по этим вопросам.
Также отмечена потребность в информационно-просветительской работе, направленной на формирование в общественном сознании положительного образа инвалида, поскольку около 60% людей без инвалидности полагают, что СМИ создают либо «неправильный», либо негативный образ инвалида.
Подобные недостатки так же могут быть ликвидированы за счет внедрения в работу социальных служб города межведомственного взаимодействия. Как отмечают саратовские ученые, социальное партнерство выступает ресурсом независимой жизни инвалидов и важным условием эффективности социальной работы[3], которая не должна функционировать автономно, в отрыве от городских властей и общества в целом. Ввиду этого, помимо внутренних изменений в процессе обслуживания клиентов следует отметить и направленность социального партнерства на объединение государственных организаций и общественности. Среди основных технологий социального партнерства в данном случае можно выделить следующие[4]:
1. Формирование информационного пространства в городе – объединение руководящих субъектов голода, исполнительной власти, социальных служб и общественности в обсуждении и принятии решений относительно городского развития, распределения местного бюджета и так далее. Основную роль в этом играют средства массовой информации, которые должны корректно и публично освещать проблемы целевых социальных групп, поскольку население, как правило, не знакомо с приоритетами развития социальной сферы и не озабочено проблемами стоящими перед государственными структурами.
2. Диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных и государственных структур. Данное обследование является одним из средств определения общего состояния системы и позволяет выявить основные рассогласования и конфликты внутри межведомственных отношений.
3. Обмен опытом и перспективными наработками между городскими социальными службами.
4. Изучение существующего опыта на примере других территорий.
5. Привлечение общественности к решению приоритетных проблем – всевозможные презентации, смотры и любые публичные акции, инициированные социальными службами, могут, при правильной организации, повышать значимость благотворительной деятельности в рамках города и привлекать инвесторов и спонсоров.
6. Проведение очных и дистанционных консультаций по проблемам эффективного взаимодействия властных структур и социальных служб в деле решения проблем целевых групп клиентов - в частности, инвалидов. Здесь подразумевается мониторинг и оценка эффективности и результативности совместных действий, анализ изменений ситуации, ее прогнозирование, контроль и опережающее вмешательство при необходимости.
Следует отметить, что последовательность реализации технологий социального партнерства – не одноразовая акция, а долговременный цикл работ по привлечению ресурсов муниципального образования и полноценной помощи нуждающимся гражданам.
Опыт показывает, что для внедрения полного цикла работ по технологиям социального партнерства территории требуется от полутора до двух лет.
Кроме того, государственным учреждениям, занимающихся проблемами инвалидов, необходимо привлекать к сотрудничеству не только властные структуры, но и общественные организации инвалидов, поскольку социальное партнерство всех вышеперечисленных агентов изменений основывается на разделении и взаимном дополнении функций[5], в результате чего увеличивается положительный эффект работы.
[1] Осипов А. М., Карстанье П., Тумалев В. В., Зарубин В. Г. Социальное партнерство в сфере образования. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/041208/87.html
[2] Подведены итоги первого социологического исследования проблем инвалидов в России // Саратовские новости, 26 ноября 2008. - Режим доступа: http://saratoff.ru/news/society/2008/11/18017
[3] Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. С. 209.
[4] Редюхин В. И. Технологии социального партнерства. Режим доступа: http://smolprovince.narod.ru/socpartner/redjuhin2.htm
[5] Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. С. 207.