Рецензия на книгу
Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность:
Учебное пособие / Отв. ред. проф. А. А. Козлов. – М.: Логос, 2004. – 368 с.
В последние годы в нашей стране значительно увеличилось число выпускаемых книг по социальной работе. Многообразие подходов к исследуемым проблемам в интерпретациях различных авторов обоснованно вызывает некоторое замешательство со стороны потребителей данной литературы. Иногда бывает довольно сложно разобраться в качестве содержания предлагаемых учебных пособий и выбрать именно тот материал, который можно предложить студенту для изучения, чтобы у него не возникло некорректного восприятия рассматриваемых вопросов. Рассматриваемое издание представляет собой итог труда авторского коллектива из шестнадцати человек (из них трое – представители Финляндии) в рамках российско-финского проекта по развитию преподавания социальной работы как учебной дисциплины. Ответственный редактор и автор значительной части представленного материала имеет степень международного магистра социальной работы.
Книга разбита на десять тем, каждая из которых включает 3-4 параграфа. Большинство тем снабжены «дополнениями», содержание которых привлекает добавочные материалы по рассматриваемой тематике – фрагменты статей других исследователей. В конце пособия помещены приложения, относящиеся ко всей книге в целом. Оформление текста первой темы «Теоретические проблемы институционализации социальной работы» (автор д.и.н., проф. Фирсов М.) несколько усложняет восприятие ее содержания: вставки определений по ходу текста и дробление пунктов темы на множество подпунктов создают впечатление раздробленности повествования. Пункты и подпункты набраны одинаковым шрифтом, в результате чего теряется их иерархия и с первого взгляда неясно, что к чему относится, что усложняет нахождение необходимой информации. Кроме того, из-за подобных особенностей оформления текст в ряде мест теряет свою связность: например, под заголовком «Модель социального обеспечения» первый абзац начинается со слов: «в данный период разрушается церковно-монастырская система...» (С. 28), при этом не вполне понятно, какой именно период имеется в виду. Удачно раскрыт четвертый вопрос этой темы – «Проблемное поле институционализации социальной работы», где подробно рассматривается становление понятийного аппарата социальной работы, ее междисциплинарный статус, дается лаконичный исторический экскурс. Читателю не придется, как в случае многих других публикаций, начинать знакомство с историей современной профессии с эпохи фараонов или Петра I.
Вторая тема «Становление социальных служб в России. Нормативно-правовая база социальной работы» (авторы: к.ф.н., доц. Григорьева И. и м.с.р., проф. Козлов А.) рассматривает, главным образом, краткую историю создания социальных служб, темпы их развития и нормативно-правовую базу, которой руководствуются социальные работники и специалисты по социальной работе. Здесь же кратко затрагивается и профессиональная подготовка социальных работников. В русле описания становления социальной работы в России начала 1990-х гг. читателю неожиданно предлагается заглянуть в «социальную историю», когда автор обращается к «культурной традиции россиян, опирающейся на православное нищелюбие» (С. 63), утверждая, что «милостыня без ее сакрального смысла превращается в сомнительный акт попрошайничества...» (С. 63). Эта мысль, к сожалению, не получает своего развития в контексте становления социальных служб и нормативно-правовой базы современной социальной работы.
Третья тема «Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Границы компетентности и социальной ответственности» (автор м.с.р., проф. Козлов А.) достаточно кратко, но полноценно раскрывает суть определения «социальная работа», обращается к ценностям социальной работы и нравственным принципам специалиста, затрагивает проблемы становления теории и практики социальной работы. Глава включает в себя множество определений, обращение к персоналиям, изобилует структурированными списками и в целом очень доступно представляет материал.
Четвертая тема «Методология и методы социальной работы» (автор к.п.н., доц. Лифинцев Д.) написана на стыке нескольких дисциплин, весьма органично совмещая социологию, психологию, идеи менеджмента и ряд других подходов. Автором раскрываются понятия научного метода, методологии социальной работы, сущность социальной работы как практической деятельности и другие категории. Методы практической деятельности, предложенные различными исследователями в учебных пособиях разных лет, сравниваются, комментируются, переосмысливаются, что нацеливает читателя на здоровый критицизм.
В пятой теме «Социальная работа как процесс решения проблем» определяются основные подходы к клиентам и их проблемным ситуациям, этапы процесса решения проблем. Автор (К. Урпонен, профессор Лапландского университета, Финляндия) отталкивается от следующей аналогии: социальный работник сравнивается с «социальным инженером» (С. 155) на основании применяемого специалистом «технического» подхода, предполагающего субъектно-объектное отношение к клиенту. Альтернативный «коммуникативный» подход описывается как субъектно-субъектный и рекомендуется к применению в тех случаях, «когда клиент имеет предпосылки к субъектности» (С. 157), а предметом деятельности становится «не клиент, а его проблема» (С. 156). Автор отмечает, что ни один из этих подходов не является «единственно верным» и оба они имеют право на существование – каждый из них применяется в зависимости от ситуации. Например, технический подход (подразумевающий иерархический и ассиметричный характер взаимодействия с клиентом) используется при работе с «клиентом, страдающем деменцией... с клиентом с тяжелыми недостатками в умственном развитии...» или в случае с маленькими детьми, поскольку в таком случае «клиент не способен контролировать соблюдение своих прав» (С. 157). Коммуникативный подход применяется когда «решение проблемы требует активности клиента» и предполагает «наделение правами и уважение клиента» (С. 157). Тем самым оправдывается заведомая дискриминация отдельных категорий клиентов. А ведь нередко российские социальные службы действуют, согласно представленной типологии, именно в рамках социальной инженерии, предполагая власть профессиональной компетенции за специалистом и пассивность клиента. Между тем, многие из клиентов не являются психически неполноценными или несовершеннолетними и в любом случае вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе.
В шестой теме «Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними» внимание привлекает раздел, посвященный инвалидам. К сожалению, определяя понятие «инвалид», автор (м.с.р., проф. Козлов А.) приводит только один, хотя и распространенный вариант трактовки этой дефиниции: «инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма...» (С. 184). Отметим, что данное определение в настоящее время пересматривается: ведь инвалидность не всегда связана со «стойким» расстройством, что предполагается различным характером заболеваний, являющихся основанием инвалидности, тем более что есть вероятность снижения или снятие группы инвалидности. Кроме того, не каждое заболевание (обычно, относящиеся к третьей группе инвалидности) вызывает «необходимость... социальной защиты» (С. 184). Инвалидность по сути рассматривается как стигма, в обязательном порядке влекущая «социальную уязвимость» и «социальную ущемленность». Более того, автор отмечает, что «в конкретных условиях России... инвалидность в старших возрастах можно в какой-то степени рассматривать как адаптивное поведение» (С. 186). Эта нетривиальная мысль могла бы привести автора к комментариям относительно социальной конструируемости инвалидности, о проблемах статистики, определений этого явления и реализации прав инвалидов, однако рассуждения не получают своего развития.
Седьмая тема «Профессиональная компетентность в практике социальной работы» (автор к.п.н., проф. Оконешникова О.) представляет социально-психологический взгляд на профессиональные роли специалиста по социальной работе, поднимая проблемы профессиональной компетенции и необходимых навыков, которыми должен обладать работник, обращается к вопросам профессионального мышления.
В восьмой теме «Технологии развития профессиональной компетентности социального работника» привлекает к себе внимание такой вопрос, как «Проблема сексуальных домогательств в социальной работе». Автор (м.с.р., проф. Козлов А.) указывает, что сексуальная дискриминация в социальных службах является распространенной (что обусловлено преобладанием в организациях женского коллектива под мужским руководством), но «стыдливо» замалчиваемой в отечественной литературе» (С. 245) проблемой. По его мнению, жертвой можно стать как в результате открытого сексуального домогательства, так и «опосредованно, т. е. через третьих лиц» (С. 245). При этом приводится следующий пример: «…если клиент или ваш начальник говорит кому-либо (не вам непосредственно), что у него (нее) красивые ноги, а вам неприятно это слышать (оскорбительно, обидно), то значит вы – жертва сексуального домогательства» (С. 245). «Предложения совместно позавтракать, пообедать, поужинать…» рассматриваются автором как оскорбительные приглашения, которые «могут быть расценены как сексуальные, или связанные с сексом» (С. 246). Автор руководствуется зарубежными подходами, приводя, в частности, статистику Министерства труда США по судебным решениям относительно штрафов за «сексуальные» домогательства. Эта тема обсуждается в учебном пособии непосредственно в контексте социальной работы, при этом автор не приводит никакой статистики или иных эмпирических данных, свидетельствующих об актуальности данной проблемы, ограничиваясь заявлением, что в социальных службах женщины-работники подвергаются дискриминации со стороны мужчин-руководителей. Создается впечатление неотредактированного перевода проблемы гендерной дискриминации и сексизма, в частности, на язык реалий отечественной социальной работы.
Девятая тема «Методы саморегуляции социального работника» (авторы: к.п.н., доц. Полуэктова Н., к.п.н., доц. Самойлова В.) подробно рассматривает синдром профессионального выгорания специалиста по социальной работе. Авторы анализируют теоретические модели синдрома и предлагают практические рекомендации по его преодолению. Следует отметить, что по сравнению с другими учебными пособиями, в данной книге эффект выгорания и методы борьбы с ним представлены довольно полно и детально, с привлечением комплекса идей различных специалистов и примерами восстановительной работы, базирующимися на реальных кейсах.
Десятая тема «Супервизия как инструмент практической подготовки специалистов по социальной работе» (автор – доктор общественных наук Похьола А., представитель Лапландского университета (Финляндия) и Академии наук Финляндии) является удачей книги. Здесь довольно обстоятельно рассматривается понятие супервизии, ее виды, задачи и цели. Материал сопровождается графическими схемами и структурно составлен из разделов, что облегчает восприятие информации.
После каждой главы в пособии обычно приводится список основных понятий темы, предполагаемые вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература. К семи главам из десяти приложены так называемые «дополнения» (занимающие от двух до пяти страниц), в которых отражены мнения посторонних авторов по рассматриваемой проблеме, приводятся примеры из практики, анализируются кейсы.
В целом следует отметить некоторую неравномерность учебного пособия в аспектах стиля и качества материала в разделах книги, что, с одной стороны, может быть связано с большим количеством авторов, каждый из которых внес свой индивидуальный вклад в формирование пособия. Однако, несмотря на некоторые отмеченные недостатки, данное учебное пособие представляется весьма удачным результатом международного партнерства вузов, выделяющимся из ряда других современных изданий. На фоне имеющихся учебных пособий по социальной работе, доступных в настоящее время широкой аудитории, книга выделяется разнообразием охваченных тем и качеством их представления, и может служить попыткой сделать действительно хороший российский учебник по введению в социальную работу. Корректный подход к истории социальной работы, подробный анализ теории и практических методов, разбор основных элементов профессиональной деятельности представлены довольно подробно. Жаль только, что в ряде случаев авторы откровенно злоупотребляют «западничеством», не делая поправок на существующую в России реальность, в результате чего некоторые фрагменты книги утрачивают свою практическую значимость.
м.с.р. Бетурлакин В.В. 2007