Мотивация как механизм познавательной деятельности личности
Проблема мотивации, хотя и относится к числу разработанных, представляется недостаточно исследованной. Этим термином, как правило, обозначают позитивное стремление к чему-либо, ощущение человеком влечения, направленного на удовлетворение осознанной или неосознаваемой потребности. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивация выступает не как пассивный механизм, а как активная личностная сила, постоянно движущая человека в то поле деятельности, где его способности могут проявиться с наибольшей полнотой, и тормозящая его движение в других направлениях.
В общем смысле мотивация не исчерпывается побуждением личности к познавательной деятельности – она также охватывает ее многосторонние связи и отношения: социально-психологические, нравственно-этические, социально-экономические. Мотивация выступает одним из сложных механизмов соотнесения внутренних и внешних факторов личностного поведения, которые определяют возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности. А. Маслоу подчеркивал, что мотивация – “это человеческое стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным”.
Обобщая имеющиеся подходы и определения, под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Это активное и устойчивое стремление реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются) необходимые условия для этого (в противном случае самореализация в большей или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности, достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня).
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны человека. Как известно, последнее побуждается различными потребностями и мотивами, которые, в строгом смысле слова – не одно тоже. Потребность – всего лишь ощущаемое состояние организма или психики, сопровождаемого дискомфортом и не имеющее субъективного смысла. Мотив – это потребность, переведенная выше по иерархии, он формируется целями и появляется не в начале, а в конце действия. Существенно важным является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими и именно они определяют его направленность личности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном соотношении друг к другу по степени их воздействия на человека, поэтому мотивационная структура личности может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.
Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью, однако она может меняться – сознательно (например, в процессе воспитания и образования индивида) или бессознательно (в зависимости от успеха или неудач в деятельности, несоответствия уровня притязаний и уровня достижений личности).
Мотивационная сфера личности как одна из сторон психического развития (наряду с операциональной и психосоматической) включает в себя все виды мотивов и целей, интересов и отношений, и представляет собой не линейную, а сложную многоуровневую структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. Иными словами, под мотивационной сферой следует понимать совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Компоненты мотивационной сферы располагаются в определенной последовательности от наименее развитых к наиболее полным формам. То, какие именно компоненты являются ведущими, предопределяет общий характер направленности личности, ее социальное ядро.
Одним из мало разработанных вопросов мотивации является соотношение “внутренней” и “внешней” мотивации. Суть проблемы состоит в том, что деятельность человека находится под воздействием как мотивов, которые возникают при замкнутом взаимодействии человека и задачи, так и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи, когда субъект внешней среды вызывает мотивы, побуждающие человека к решению задачи.
Мотивацию условно можно назвать “внутренней”, когда мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей, то есть они возникают как бы внутри него. Примером такого рода мотивации могут быть стремление к достижению цели, завершению работы, познанию, стремление преодолевать трудности и т. п. Мотивация будет “внешней”, если мотивы деятельности по решению задачи вызываются воздействием субъекта извне. Такого рода мотивацией являются процессы мотивирования, например распоряжения, правила поведения и т. п. Но четкого разграничения “внутренней” и “внешней” мотиваций не существует. Ряд мотивов в одних ситуациях может быть порожден “внутренней” мотивацией, а в других – ”внешней”. Может быть и так, что мотив одновременно порожден обеими системами мотивации.
Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен, о чем свидетельствует большое количество различных теорий мотивации. Они базируются преимущественно на том, что характер мотивационного процесса существенно зависит от того, какие потребности инициируют его. В значительной мере данные теории сконцентрированы на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию (так называемые содержательные теории – классическая теория мотивации Тейлора, теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, двухфакторная модель Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда) и пытаются объяснить, как возникает, направляется, поддерживается и заканчивается целенаправленное поведение (процессуальные теории мотивации – теория ожидания Врума, теория постановки целей Лока, теория справедливости Адамса, модель ожидания Портера и Лоулера, теория усиления Скиннера, теория партисипативного управления).
Рассмотрим основные теории мотивации.
В рамках содержательного подхода все концепции базируются на потребностях, имея принципиальные различия: например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически и восхождение по ним идет снизу вверх, а теория Альдерфера утверждает, что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня; Мак-Клелланд ввел по отношению к рассматриваемым потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и личного жизненного опыта; в теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и здоровья – тем самым указывается на то что те потребности оказывают мотивирующее влияние на человека, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности; Тейлор сформулировал классическую теорию мотивации, в соответствии с которой поступками людей движет желание удовлетворять возрастающие потребности, поэтому они заинтересованы в какой-либо деятельности.
Данные концепции подтверждены эмпирическими исследованиями и использовались в практике достаточно продолжительное время. В наибольшей мере данное утверждение относится к теории Маслоу, однако не стоит абсолютизировать какую-либо модель или подходить к ней догматически. Даже в широкоизвестной концепции Маслоу имеется ряд слабых мест: например, она не учитывает индивидуальные особенности людей; влияние, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивает на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу-вверх; считает, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию.
Говоря о двухфакторной модели, следует учесть, что большинство исследований, проведенных для более глубокой проверки идей Герцберга, провалились и не смогли подтвердить сделанных ранее выводов – так что эта модель, по сути, не имеет эмпирической основы. Кроме того, отмеченные теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимания анализу процесса мотивации, что существенно ограничивает возможности их непосредственного практического применения.
Большинство процессуальных теорий мотивации рассматривают мотивацию как процесс управления выбором и определяют поведение личности не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, учетом своих возможностей, последствий выбранного типа поведения. В рамках процессуального подхода необходимо в первую очередь выделить теорию ожиданий В. Врума, который считал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации и ими движет, помимо осознанных потребностей, надежда на справедливое вознаграждение той деятельности, которой они занимаются. При этом “вознаграждение” следует понимать не исключительно в плане материальной награды, а в более широком смысле – ведь, например, удовлетворение от проделанной работы тоже в какой-то мере служит вознаграждением за нее.
Представление людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам, получило название “ожидание”. Оно оказывает сильное воздействие на активность человека, его стремление к достижению поставленной цели.
Теория справедливости Дж. Адамса утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов.
Согласно теории постановки целей Э. Лока, если цели реальны, конкретны, ясны, приемлемы для человека, то чем они выше, тем, как правило, упорнее он будет к ним стремиться.
К теории постановки целей близка концепция партисипативного управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от работы (учебы) и в результате работает (учится) не только с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывая свои способности и возможности.
Основные идеи теорий Маслоу, Герцберга, Мак-Клелланда и Врума соединила в себе расширенная модель ожидания Л. Портера и Э. Лоулера, обосновавшая, что чем лучше люди работают, “тем сильнее у них чувство удовлетворенности”.
Согласно теории В. Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Позиция Скиннера заключается в том, что люди извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те действия, которые ведут к желаемому результату, и избегать тех действий, которые приводят к нежелательному результату.
Теория усиления очень часто подвергалась критике. Тем не менее, она оказалась довольно живучей и нашла широкое применение.
На практике все вышеизложенные концепции используются совместно в той или иной пропорции в зависимости от характера организации и специфики внутренних процессов в ней.